Формы развития

Естественное, инструментальное и индивидуальное

Значимость детского творчества часто ограничивается признанием взрослыми лишь продуктов творческой деятельности ребенка. Не учитывается универсальность детского рисунка.

Зачастую мы видим ориентацию педагогов на «культуру полезности» (по А.Г.Асмолову), которая предполагает принятие лишь усредненного, правопослушного ученика, не способного на оригинальное решение проблем, проявление своей сущности, подтверждается результатами проведенного нами опроса. При выборе характеристик «идеального ученика» главенствующую позицию занимают такие качества, как «послушный», «дисциплинированный». Признание «активного» ребенка занимает последующие позиции, причем в беседе с учителями выясняется, что активность, в основном, понимается как воспроизводящая, репродуктивная деятельность школьника по указанию старшего. Единичными явились ответы: «инициативный», «находчивый», «своеобразный», «отстаивает свое мнение Формы развития», и лишь «любознательность»– желаемая характеристика «идеального ученика».

Результатом таких педагогических позиций становится «эффект выученной беспомощности», который в некоторых случаях приводит к невротизации детей, к ощущению недостаточности, перерастающего в комплекс недостаточности (по А.Адлеру). Такие дети часто встают на путь псевдокомпенсации, оправдывая свою жизненную пассивность леностью, лживостью, «уходом в болезнь» и т.п.

Авторитарные установки педагога усиливают действие «неблагоприятных ситуаций детства», обозначенных А.Адлером:

1. несовершенство органов у ребенка, который постепенно может потерять уверенность в своих силах и уйти в себя;

2. избалованные дети – у них наблюдается нежелание решать задачи жизни, поиск окольных путей тирании – либо демонстрация своей слабости, либо проявление жестокости Формы развития, либо и то и другое;

3. пренебрегаемые дети, которые недооценивают своих сил и преувеличивают трудность жизненных задач.

Такие дети не знали, что такое настоящая любовь, доброта, доверие, свобода, творчество. Они не умели ценить себя и других, с установкой «другие против меня» ребенок обрекает себя на одиночество, душевные муки. В каждом случае факторами, детерминирующими ситуацию, явились нереализованный творческий потенциал ребенка, и как следствие – низкий уровень чувства собственного достоинства.

Установка педагога на «творческость» его учеников является источником многих положительных моментов в развитии личностного достоинства ребенка. Профессионализм учителя, в данном случае, будет состоять в предоставлении ученику возможности собственного развития, собственного стремления к деятельности. Важно не Формы развития подавить внутреннюю автономию, а умелыми действиями (или недействиями) поддержать проявление индивидуальности. Критерием взаимодействия педагога и воспитанника явится «сберечь индивидуальность» (А.Дистервег), достоинство развивающегося человека; не дать ребенку «закрыться в кокон, внутри которого он и «умирает», лишается изначальной свободы движений» (А.Менегетти).



Детское творчество сейчас получило всеобщее признание. Не вызывающая сомнения прелесть детских произведений, их своеобразие и высокая художественность многих из них привлекает само серьезное внимание специалистов: искусствоведов, психологов, педагогов.

Не так давно широко было распространено мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало Формы развития: не все дети могут сами найти дорогу к созиданию и, уж, конечно, не все могут сохранить творческие способности надолго.

Оказывается, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают гораздо более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Естественно, ведется еще много споров о том, чему же и как надо учить детей, но тот факт, что учить надо, уже не вызывает сомнений.

Но что же считается основным в обучении творчеству? Прежде всего, стало понятным, что ребенку нужно дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься (если он занимается живописью, ему надо уметь элементарно пользоваться кистью и красками). Сам ребенок Формы развития не может найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. т.е. дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно еще вложить в свое произведение то, что раньше называлось душой, а теперь определяется психологами как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Казалось бы, это настолько тонкая и индивидуальная сфера, что уж сюда вмешиваться никак невозможно. Но если мы правильно поймем, что составляет основу эмоционального переживания действительности и воплощение этого переживания в Формы развития художественном произведении, то сможем оказать влияние на развитие чувств ребенка, которые придадут неповторимость и полноту его творчеству.


documentarjesnp.html
documentarjezxx.html
documentarjfhif.html
documentarjfosn.html
documentarjfwcv.html
Документ Формы развития